Новые рубежи

Первые бригады коммунистического труда. — Шефство. — На уровне мировых образцов. — 50-летие Октября. — Итоги восьмой пятилетки. — Ленинский юбилей. — Город-новостройка. — Художественные коллективы. —Литераторы-земляки. — Музеи города.

 

На XXI съезде КПСС, состоявшемся в январе — феврале 1959 г., был подведен итог побед партии и советского народа за весь период после Октября и сделан важный вывод: социализм одержал полную и окончательную победу. Советский Союз в результате созидательного труда народа и глубочайших преобразований во всех областях общественной жизни вступил в период развернутого строительства коммунистического общества. Основные задачи этого периода: создание материально-технической базы коммунизма, развитие и совершенствование социалистических общественных отношений, воспитание советских людей в духе коммунизма.

Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг., утвержденный съездом, являлся важным этапом на пути к решению этих задач. На предприятиях Коломны за семилетие предстояло увеличить выпуск продукции в 1,5—2 раза, расширить ассортимент изделий, по-высить их качество и снизить себестоимость.

Продукция ведущего предприятия города — тепловозостроительного завода в первой половине шестидесятых годов—это первый в стране газотурбовоз, 160 тепловозов ТЭП-60, 546 тепловозов ТЭ-3 и 148 передвижных электростанций. Газотурбовоз был построен в сентябре 1959 г. Его «сердце» — газовая турбина мощностью 3500 лошадиных сил. Подлинными энтузиастами газотурбиностроения были главный конструктор тепловозостроительного завода Л. С. Лебедянский и его заместитель Р. И. Шарговский. Они всегда находили помощь и поддержку ученых МВТУ имени Н. Э. Баумана, в том числе заведующего кафедрой турбостроения доктора технических наук профессора В. В. Уварова. Много поработали над созданием газотурбовоза конструкторы Э. Нестеров, Ю. Хлебников, Л. Воронков, А. Найман, Г. Серделевич и другие.

В следующем, 1960 году, в канун 1 Мая, из ворот тепловозостроительного завода вышел первый пассажирский тепловоз ТЭП-60 с двигателем 11Д-45 мощностью 3 тысячи лошадиных сил в секции. Тепловоз развивал скорость более 160 километров в час. Он был создан группой конструкторов, которой руководил Г. А. Жилин. Тепловоз ТЭП-60 во¬брал в себя все лучшее, что было в технике локомотивостроения, оставив позади американские тепловозы с дизелями фирмы «Фербенкс — Морзе» и другие зарубежные образцы.

Семилетка индустриальной Коломны — это 1730 станков различных марок и более 240 прессов, выпущенных заводом тяжелого станкостроения. Еще в канун XXI съезда партии ЗТС закончил постройку, сборку и испытания 20-метрового карусельного станка, который весит в 100 раз больше, чем ДИП-500. Но дело не только в весе. Новый станок был более точен и послушен, чем его предок. Механизмы станка приводились в действие 85 электродвигателями общей мощ-ностью 610 киловатт.

Особое место в продукции завода занимали прессы для Челябинского трубопрокатного завода. Многие, конечно, помнят печальной памяти годы «холодной войны», когда некоторые страны Запада отказывались развивать с нами торговлю, противились обмену техническим опытом. На специальном заседании бундестага ФРГ 18 марта 1963 г. был наложен запрет на поставку в Советский Союз труб большого диаметра для строительства газопроводов.

Поборники «холодной войны» не знали, что еще задолго до пресловутого решения Бонна в Челябинске на трубопрокатном заводе создавался мощный прокатный стан для изготовления труб большого диаметра. В связи с этим коломенцы получили заказ — оснастить поточную линию по изготовлению труб уникальными гидравлическими прессами для предварительной и окончательной формовки, калибровки и гидравлического испытания труб диаметром 1020 мил-лиметров. С небывалой энергией взялись в Коломне за это новое и важное дело. Особенно отличились ведущий конструктор Н. А. Лобанов и конструкторы Р. С. Китаин, Г. Т. Филиппова и другие. Они разработали такие прессы, которые позволяли уменьшить толщину стенок труб и тем самым сэкономить сотни тонн металла.


Читать далие........................................................