Первые пятилетки

Первые ударники. — Партком машиностроительного. — Первые советские тепловозы и электровозы. — Щуровский цементный. — Новые границы города. — Первые стахановцы. — Новые локомотивы. — Общественные смотры. — Орден Ленина машиностроителям. — Накануне войны.

 

Предвоенные пятилетние планы развития народного хозяйства сыграли огромную роль в превращении нашей страны в могучую индустриальную державу. Немал был вклад в пятилетки и трудящихся Коломны.

План первой пятилетки на 1928—1932 гг. был одобрен, как известно, XVI партийной конференцией. Это был план вооружения промышленности и сельского хозяйства современной техникой.

Страна превратилась в гигантскую строительную площадку — возводились новые заводы, реконструировались старые. На железных дорогах увеличивался в связи с этим грузооборот. Нужны были мощные и экономичные локомотивы, которые могли бы водить тяжеловесные составы.

Коломенский машиностроительный завод в первом году первой пятилетки отправил на железные дороги страны 195 паровозов. Ни один завод, изготовлявший в то время паровозы, не построил их столько. Но дело не только в количестве продукции. Завод специализировался на выпуске качественно новых машин. Так, в октябре 1931 г. был по-строен скоростной и мощный грузовой паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). Таких паровозов Европа не знала. Через год завод порадовал другой новинкой — паровозом серии И С (Иосиф Сталин). Он развивал скорость более 100 километров в час. На XVII съезде партии паровоз ИС было решено считать основным типом парка скоростных пассажирских паровозов 1.

Совершенствуя отечественное паровозостроение, завод в июле 1930 г. выпустил первый в СССР тепловоз серии ОэЛ с электрической передачей, предназначенный для маневровых работ. Его проект разработали специалисты технического бюро, которое вскоре было преобразовано в теплово¬зостроительный отдел. Накопив опыт, коллектив завода приступил к постройке грузовых магистральных тепловозов серии ЭэЛ. Коэффициент полезного действия тепловоза этой серии в 3—4 раза превышал кпд паровоза. Тепловозы предназначались Ашхабадской железнодорожной ветке, переведенной на тепловозную тягу.

Машиностроители Коломны первыми в стране стали строить и электровозы. Электровоз серии ВЛ 19-01 (Владимир Ленин) был изготовлен в ноябре 1932 г. Экипажную часть и кузов выполнил Коломенский завод, а электрооборудование — московский завод «Динамо». На правой стороне кузова было написано: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация (В. И. Ленин). Первый советский электровоз XV годовщине Октябрьской революции от рабочих и ИТР Коломзавода и завода «Динамо».

Строя локомотивы, коломенцы выполняли и другие важные заказы. Так, для домен Кузнецка и Магнитогорска были построены танк-паровозы типа 154. Рабочие соревновались под лозунгом: «Ни одной минуты задержки в выпуске частей для Кузнецка и Магнитогорска!»2

Завод построил большую партию дизелей и послал на нефтепромыслы Баку—Батуми и Грозный — Туапсе. Некоторые типы дизелей выпускались с газотурбинным наддувом, увеличивающим их мощность. Это было важное новшество, которого еще не знала Германия, славящаяся своими дизелями. В общей сложности завод освоил в первой пятилетке 16 видов новой продукции, чем заметно способствовал укреплению технико-экономической независимости СССР от зарубежных стран. Это было крупным успехом советского машиностроения.

В годы первой пятилетки шел активный процесс реконструкции и обновления технологического оборудования на Бачмановском механическом заводе.

После нового административного деления в августе 1929 г. Коломна из уездного города превратилась в центр Коломенского района, в состав которого вошел и поселок Щурово, до этого бывший в Зарайском уезде. Затем поселок был преобразован в город того же названия. Когда же через Оку построили автодорожный мост, Щурово стало пригородом Коломны.


Читать далие........................................................