И снова мр, труд.

Паровоз серии «Л». — Марка «ЗТС-Коломна». — Коломенское веретено. — Почин Галины Сергиенко. — Скоростники. — За экономию и бережливость. — Вклады рационализаторов. — «Шлаковая индустрия». — Трамвай. — Голубое топливо. — Товары — населению. — Город — селу. — Лекторы и лекции.

 

Победоносно закончилась Великая Отечественная вой¬на. Начиналась мирная жизнь. Под руководством Комму¬нистической партии советский народ снова приступил к созидательному труду. В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят четвертый пятилетний план развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы восстановить дово¬енный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

Первая послевоенная пятилетка. На заводе имени В. В. Куйбышева началась подготовка к серийному производству паровоза 1-5-0, опытные образцы которого были построены осенью 1945 г.

В годы войны железные дороги почти не получали от промышленности локомотивов, парк паровозов сильно износился, нуждался не только в ремонте, но и в серьезном увеличении и обновлении. Нужен был легкий, простой, экономичный грузовой локомотив. Всем этим требованиям отвечал паровоз типа 1-5-0. Коломенские машиностроители создали его в творческом содружестве с работниками Ворошиловградского завода имени Октябрьской революции, которые в годы войны были эвакуированы в Коломну. Новый паровоз назвали словом «Победа» (П-001). По своим основным параметрам паровоз превосходил все известные грузовые локомотивы довоенного выпуска, взял он верх и в сравнительном тягово-теплотехническом испытании с американским паровозом серии «Еа». Паровоз «Победа» мощ-ностью 2000 лошадиных сил развивал скорость до 80 километров в час. Правительственная комиссия утвердила к серийному производству новый локомотив. Вскоре ему была присвоена серия «Л» — в честь главного конструктора завода Л. С. Лебедянского. В 1947 г. создателям локомотива—Л. С. Лебедянскому, Г. А. Жилину, В. Д. Уткину, В. К. Чистову, В. Д. Дьякову и Д. В. Львову была присуждена Государственная премия СССР.

«Паровозы — на поток!» Такой лозунг появился в заводских цехах. Коломенцы выступили пионерами в этом деле— практика отечественного локомотивостроения не знала ничего подобного. Предстояло создать 40 поточных линий, в том числе 20 —к августу 1947 г. И в Коломенском горкоме партии и в парткоме завода создание поточных линий было взято под неослабный контроль.

На формировании линий и оснащении их всем необходимым особенно отличилась комплексная бригада инженера В. Илляшевича, в которую входили технологи Н. Левкоев, Н. Сидякин и М. Гриднев, инструментальщики А. Шорин и И. Харитонов, механики Б. Красавин и В. Потехин. За создание поточного метода изготовления паровозов серии «Л» Государственная премия в 1948 г. была присуждена ряду работников завода, в том числе директору К. К. Яковлеву, главному инженеру А. Н. Демьяновичу, главному технологу И. М. Шахраю и инженеру В. А. Илля-шевичу.

Успешное развитие в послевоенные годы всего народного хозяйства было немыслимо без первоочередного восстановления и развития тяжелой промышленности, которая предъявляла спрос на тяжелые станки и прессы. Потребовались, в частности, карусельные и зубофрезерные станки-гиганты, на которых можно было бы обрабатывать статоры крупнейших гидротурбин, детали мощных шагающих экскаваторов, шестерни точных передач турбинных редукторов, прокатных станов.

Такие станки, или, как образно их называют, «машины времени», впервые в нашей стране начали делать в Коломне, где на базе завода сельхозмашин имени К. Е. Ворошилова (бывший Бачмановский завод) в феврале 1948 г. был основан завод тяжелого станкостроения (ЗТС).Появлению первых тяжелых карусельных станков предшествовала большая работа по реконструкции старых и строительству новых цехов. Необходимо было также накопить некоторый опыт станкостроения. На это и были направлены главные усилия заводской партийной организации, которую в то время возглавлял А. Г. Лозовский.

На помощь молодому коллективу станкостроителей пришли коллективы ряда заводов. Многому коломенцы научились на Московском станкостроительном заводе име¬ни С. Орджоникидзе. Московский завод «Красный пролетарий» представил новому предприятию техническую доку-ментацию токарно-винторезного станка ДИП-500. Горьков-ский завод фрезерных станков направил в Коломну группу опытных конструкторов и инженеров, в их числе П. А. Юденкова, С. П. Силантьева, Н. П. Куровича, Д. В. Сухиненко, В. И. Рысева. Завод быстро взял разбег, и уже в канун 1 Мая 1948 т. выпустил первую партию станков ДИП-500, в том же году начал выпускать и зубофрезерные станки.

Конструкторское бюро, возглавляемое П. А. Юденко-вым, в короткие сроки спроектировало токарно-карусель-ный станок среднего размера (модель «1556»). Завод изготовил его к концу пятилетки.

И еще об одном предприятии послевоенной Коломны надо рассказать: о заводе текстильного машиностроения — «Текстильмаше». Так стал называться с 1 мая 1946 г. завод имени Энгельса, бывший патефонный завод. В первую послевоенную пятилетку «Текстильмашу» предстояло вы-пустить 3,5 миллиона веретен. Как известно, веретено — общепринятое мерило мощности текстильной промышленности. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было всего 8 миллионов веретен (первое место он уступал Японии). Таким образом, Коломне предстояло внести большой вклад в развитие текстильной промышленности. К концу первой послевоенной пятилетки завод освоил выпуск 15 типов веретен, а также наладил производство запасных частей для текстильных машин, организовал выпуск узловязальных машин, начал подготовку к производству машин для связки льняной и грубошерстной основ, оплеточных и тростильных машин.


Читать далие........................................................