Черты новые, фабричные...

Облик города во второй половине XIX века. — Же¬лезная дорога. — Основание машиностроительного завода. — Рост городского населения. — Условия тру¬да и быта рабочих. — Первые выступления рабо¬чих. — Создание Коломенской организации РСДРП.

 

В 1861 г. в связи с отменой крепостного права в Рос¬сии, по выражению В. И. Ленина, произошла «замена кре¬постничества капитализмом» 1, тем самым создавались условия для нового развития производительных сил. В то время Коломну относили «к важнейшим торговым и про-мышленным городам русской империи». Только одни обо¬роты ее внутренней торговли достигали почти 1 миллиона рублей в год. На такую же примерно сумму производили продукции 32 промышленных предприятия.

Коломна была самым многонаселенным городом Под¬московья, в ней проживало 14 088 человек. Как и раньше, это был город купцов и мещан. Купцы составляли более 17 процентов мужского населения (1213 человек).

Торговля била ключом. Два магазина и 337 лавок на Житной площади были полны товарами. Почти круглые сутки работали три трактира и девять харчевен. Приез¬жающих торговых людей зазывали 35 постоялых дворов и 10 гостиниц. Среди них особенно выделялась в центре го¬рода, на Астраханской улице, фасадом на Житную площадь новая трехэтажная гостиница, построенная в пятидесятые годы богатым купцом И. П. Фроловым. Почти все свои сред¬ства он потратил на здание, на отделку его на московский лад. Недалеко от переправы через Москву-реку на Спас-ской улице стояла гостиница под громким названием «Ев¬ропа» (ныне улица Труда, Дом колхозника).

В шестидесятые годы XIX века в Коломне насчитыва¬лось 1358 домов, почти четвертая их часть были каменные. К городу примыкали три слободы: Ямская, Митяевская и Сандыревская2.

Поглощенные заботами о наживе, «отцы города» мало заботились о благоустройстве улиц и площадей, равно¬душно относились к памятникам старины. Вот что писали 9 августа 1862 г. «Московские ведомости» о внешнем облике Коломны: «Все так же городские стены (замечательные своей громадностью) продолжают обваливаться, все та же, никогда не сметаемая нечистота на улицах, все по-преж¬нему главная, торговая площадь (известная под названием Житная) не вымощена, отчего в дожди тут буквально нет проходу, все та же поздним вечером тьма, потому что здесь фонари городские существуют только напоказ, да и то не везде».

Исключение, конечно, составляли купеческие кварталы.

В утробе купеческо-мещанской Коломны рождалась новая— фабричная, пролетарская. Этому немало способство¬вала прокладка железной дороги от Москвы до Саратова. 20 июля 1862 г. начал действовать Коломенский участок до¬роги. Спустя полвека очевидец тех событий И. А. Слонов так описывает открытие движения: «Я хорошо помню при¬бытие первого поезда из Москвы в Коломну. Июльский яс¬ный день. Высокий берег Москвы-реки усеян жителями Ко-ломны, пришедшими посмотреть прибытие первого поезда. Для того чтобы поскорее увидеть поезд, я с товарищами влез на самый верх высокой Пятницкой башни, оттуда мы заметили вдали дымок, затем вскоре из просеки березового леса выскочил пассажирский поезд, убранный зеленью и цветами. Громко стуча колесами и цепями, он быстро мчался по высокой и длинной насыпи, проложенной по за¬ливному лугу, и, тихо подойдя, остановился у временного коломенского вокзала, где был встречен громким «ура!» собравшихся горожан и представителей города»3.


Читать далие........................................................